Какой цвет какая форма

Какой цвет какая форма

Цвета и формы окружают нас всегда и везде. Именно им принадлежит заслуга в формировании нашего восприятия этого мира. Наверно поэтому вопрос, что первично и, следовательно, что больше на нас влияет – цвет или форма, занимает умы пытливых исследователей, художников и ученых с самых древних времен. И цвету и форме всегда придавали различные символические значения, многие эксперименты подтвердили, что психофизиологическое состояние человека может изменяться в зависимости от того, на что он смотрит и что его окружает.

Но, вернемся к вопросу о том, что, цвет или форма, влияет на нас больше и как при этом они влияют друг на друга. Будем опираться на исследования и эксперименты не очень давние, проведенные в разные десятилетия 20-го века, как со взрослыми, так и с детьми, учеными в разных областях науки З.М. Богуславской, Е.А. Лупенко, В. М. Коган, А. Тхостовым и другими. Вдаваться в подробности проведения этих исследований сейчас не будем, приведем только выводы, к которым пришли ученые в результате своих изысканий.

Во-первых, в ситуации дефицита времени, человек в окружающем пространстве или при работе с предметами, прежде всего, ориентируется на цвет. То есть именно цвет оказывает на нас первичное влияние, и сразу формирует наше отношение к тому, на что мы смотрим. И только если у нас есть достаточно времени, чтобы рассмотреть предмет или окружение, мы обращаем внимание на форму. При этом формы также несут в себе психо-эмоциональное воздействие и способны изменять физиологическое состояние человека.

Второй важный вывод, который следует из многочисленных исследований – цвет и форма могут как усиливать друг друга, то есть подчеркивать свои изначальные свойства, так и ослаблять или вступать в противоречие друг с другом. Особенно это касается предметов или вещей, к символическим значениям которых мы привыкли. Многие оптические (или зрительные) иллюзии, которые вводят нас в заблуждение, основаны на сочетании не сочетаемых форм и цветов.

Сочетание цвета и формы

Художник В. Кандинский, который внес огромный вклад в изучение цвета, писал: «Некоторые краски подслуживают в своем воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, желтый в треугольнике), краски, склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своем воздействии круглыми формами (например, синее в круге).

И.Иттен, художник и преподаватель в знаменитой школе Баухаус (в которой учились очень многие известные художники и архитекторы), установил ассоциативные связи между формами и соответствующими им цветами таким образом:

Квадрату, который символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение, соответствует красный цвет, как цвет всего материального. Тяжесть и непрозрачность насыщенного красного цвета хорошо согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата. К квадратным можно отнести все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, например, крест, прямоугольник, меандр и так далее. Но следует иметь в виду, что чем более вытянут (особенно вверх) прямоугольник, тем неустойчивее он становится, и, следовательно, тем более он теряет связь с чисто красным цветом.

Треугольнику, чьи острые углы придают ему невесомый характер и символизируют острый ум, соответствует излучающий себя во все стороны желтый цвет. К треугольным можно отнести все формы диагонального характера, например, ромбы, зигзаги и так далее. И опять же надо смотреть насколько формы удаляются от треугольника и приближаются к другим формам, а значит и цветам.

Кругу, как символу вечного движения духа, соответствует поглощающий и одновременно бесконечный глубокий синий цвет. К круглым относятся все волнообразные формы.

Для цветов второго порядка формы подбираются на основе сочетание цветов и форм первого порядка. То есть для оранжевого цвета подходит трапеция, как сочетание квадрата и треугольника, или красного и желтого. Зеленому цвету соответствует сферический треугольник: синий плюс желтый, или круг плюс треугольник. Фиолетовому цвету подходит эллипс: синий плюс красный, или круг плюс квадрат.

Зная закономерное соответствие формы цвету, можно строить свой интерьер, согласовывая в своей выразительности цвета и формы, чтобы усилить их воздействие. А можно наоборот цветами сглаживать формы и достигать более спокойного зрительного впечатления. И если главное значение в вашем интерьере придается формам, то и цветовое решение должно отталкиваться от этих форм. И наоборот, если в своем замысле Вы идете от цвета, то в композиции интерьера формы должны быть подчинены цвету.

Читайте также:  Как вырастить клубнику зимой в домашних условиях

Автор: Рахманова Елена
Дата публикации статьи: 21 апреля 2011 г.
Пожалуйста, уважайте авторские права. Соблюдайте условия перепечатки материалов.

Рекомендовано к прочтению:

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Книга рекомендована всем, кто хочет создать красивое, уютное и удобное пространство для себя и своей семьи.

В дальнейшем, в разделе, специально посвященном теории цветовой выразительности, я попытаюсь описать выразительные возможности цвета. Однако форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

Как для трех основных цветов — красного, желтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Квадрат, основной характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизирует материю, тяжесть и строгое ограничение. В Египте квадрат служил иероглифом слова «поле». И понятно, почему мы чувствуем сильное напряжение, если хотим заставить прямые стороны и прямые углы квадрата выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.

Круг — это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создает чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа.

Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зеленого — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс (рис. 57).

Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы.

Кубисты уделяли особое внимание проблемам формы и поэтому относились к цвету редуцированно, уменьшая в своих картинах количество используемых ими цветов. Экспрессионисты и футуристы в равной степени проявляли интерес и к форме, и к цвету. Импрессионисты и ташисты предпочитали форме цвет.

Читайте также:  Кисель из вишневого сока

То, что говорилось о субъективном отношении к цвету, применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между субъективными формами почерка и личностью писавшего. Однако в рукописном шрифте могут проявить себя только некоторые субъективные факторы.

В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективно оригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых оригинальность и гармония были уравновешены.

То же ценилось и в рисунках тушью. Лян Кай и другие большие мастера сделали следующий шаг. Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля» уступил место поиску абсолюта и решению каждой темы на основе общедействующих средств выразительности. Характер письма у Лян Кай настолько различен, что нужны большие усилия, чтобы определить его авторство. Субъективный характер формы преодолевался им во имя высшей объективной правды.

В искусстве живописи имеется множество объективно обусловленных возможностей. Они открываются и в построении пространства, и в распределении акцентов, и в свободном выборе форм и поверхностей с их колоритом и текстурой.

В европейской живописи к объективности в цвете и форме стремился Маттиас Грюневальд. В то время как Конрад Витц и Эль Греко были чрезвычайно объективны, прежде всего, в колорите, но предельно субъективны в передаче форм. Жорж де ла Тур субъективно работал и с цветом, и с формой, так же как и Ван Гог, предпочитавший формальную и цветовую субъективность.

Начнём с того, что введём новый термин для разговора о соотношении цвета и формы — цветоформа. Его использует К.Малевич в статье «Форма, цвет и ощущение», им же пользуется и М.Матюшин.

Говоря о соотношении цвета и формы, и о том какой цвет соответствует какой форме, мы в разных источниках встречаем разные выводы. Если взять к примеру круг, то В. Кандинский в книге «Точка и линия на плоскости» говорит, что круг — синий. М. Матюшин в книге «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» пишет, что кругу соответствует оранжевый. А.Микула — один из преподавателей Киевского государственного института декоративно прикладного искусства и дизайна им. Бойчука, говорит, что круг жёлтый. Так кто же из них прав?

Разбираясь в этом вопросе важно обратить внимание на то, что они приходя к своим выводам используя разную аргументацию. В. Кандинский пишет: «Тупой угол постепенно лишается агрессии, остроты, тепла, и в этом он отдалённо сродни не имеющей углов линии, которая, как будет показано позже, образует третью первичную схематическую форму плоскости — круг. А пассивное начало тупого угла, практически утраченная устремлённость вперёд, придаёт этому углу лёгкий синий оттенок. … Поскольку типичные углы, развиваясь, могут превращаться в плоскость, естественно проявляется дальнейшее отношение между линией — плоскостью — цветом. Так можно выстроить следующую схематическую версию линеарно-плоскостно-цветовых взаимоотношений. … Тупой угол › Круг › Синий».

М. Матюшин приходит к своим выводам путём лабораторных исследований: «Исходя из предположения, что круг есть нейтральная форма для цвета, мы наблюдали цвет на моделях круга, окрашенных во все цвета спектра. Оказалось, что разноокрашенные круги заметно и разно деформируются, отходя от первоначальной формы. Так красный круг начинает плющиться по горизонтали и как бы набухать; оранжевый удерживает спокойную форму круга, набухая слабее красного; жёлтый вытягивается в овал по вертикали, как бы распространяя лучистость вокруг себя; зелёный, несколько сужаясь, даёт грани; зелёно-синий, то же сужаясь, даёт 8-угольную форму; голубой — 6-угольную; синий становится ромбом и как бы втягивает в себя свои лучи в глубину к центру; фиолетовый становится многоугольником как бы выпукло шероховатым и т.д..». То есть, по Матюшину, если мы хотим подчеркнуть форму круга мы должны покрасить его в оранжевый цвет.

Микула говорил, что круг символизирует солнце и соответственно он должен быть жёлтым.
Из трёх вышеупомянутых авторов наибольшее доверие вызывают выводы Матюшина, по тому что он пришёл к ним экспериментальным путём, а не в результате умозрительных рассуждений. Но и здесь я бы не спешил с выводами, мне кажется, что всё несколько сложнее. Надо обратить внимание на то, что они по разному выстраивают аргументацию, по разному ставят вопрос о соответствии цвета и формы — цветофрмы.

Читайте также:  Десерт дома своими руками

Мне кажется важным вопрос: «На основе какого признака мы устанавливаем взаимосвязь цвета и формы?». Спросить: «Какой цвет подчёркивает эту форму?» — это совсем не то же самое, что спросить: «Какой цвет у вас ассоциируется с этой формой?». Проводя подобный эксперимент, я думаю, что в зависимости от постановки вопроса результаты могут значительно отличаться.

Иоханнес Иттен говорил, что «эстетические аспекты цвета могут быть изучены по трём направлениям: чувственно-оптическому (импрессивному); психическому (экспрессивному); интеллектуально-символичесокому (конструктивному)». Цвет может выполнять различные функции: он может использоваться для достижения натуралистического эффекта, может нести символическое значение, может служить для передачи эмоционального состояния, для подчёркивания или нивелирования формы и т.д.. То есть, если мы поставим вопрос: «Какой цвет подчёркивает форму круга?». Тогда мы согласимся с Матюшиным, что круг — оранжевый. Если спросим: «Какой цвет ассоциируется с кругом?».Тогда возможно окажется прав Кандинский, который говрил, что круг — синий. Если мы берём символический аспект и говорим, что круг символизирует солнце, тогда можно согласится, что он жёлтый. Опять же можно спросить: «Какой цвет соответствует этой форме?» — и совсем другое, спросить: «Какой цвет соответствует данному размеру формы?» — по тому что цвет влияет не только на восприятие формы, но и на восприятие её размера.

В любом случаи ответы на эти вопросы лучше искать экспериментальным путём. Пару лет назад мы провели небольшой опрос, он не может претендовать на какую-либо научность или репрезентативность, хотя бы потому что в нём участвовало всего 29 человек. Вопрос дословно был сформулирован так: «Укажите какое сочетание цвета и формы на ваш взгляд наиболее оптимальное?». Предлагалось выбрать из шести основных цветов. Хотя, наверное, для чистоты эксперимента правильней было бы предложить выбрать цвет из всего спектра, включая различные оттенки серых и коричневых.
Можете попробовать выбрать свой вариант и сравнить с общими результатами.

Интересно ещё и другое. Подобного рода эксперименты проводил так же и К. Малевич: «Делая опыты над художниками, мы показывали, каждому из них рисунок упрощенного геометрического вида на предмет вызова у них цветных ассоциаций.

У целого ряда художников опыты дали приблизительно одинаковую ассоциацию оцвечивания.
Таким образом, мы получили некоторую основу того, что форма имеет свойственную только ей окраску. Но эти опыты только приблизили нас к нашей догадке, ибо, рассматривая незначительное несовпадение ассоциаций при одном и том же рисунке формы, мы заметили, что они расходились лишь в перемещении тонов и их сочетании и интенсивности, но в основном были сходны.

После этого мы сделали целый ряд индивидуальных спектров с произведений одной живописной системы, которые дали нам ту же основную протекающую оцветку и небольшое различие в остальных цветах. Дальше мы сделали выборку из всех спектров и получили вывод, что форма имеет свою оцветку, все же приблизительную, ибо каждый спектр одной системы различался с другими системами резко. Индивидуальные спектры всегда состояли в одной гамме, с небольшими различиями.
Эти различия для нас должны играть важную роль, ибо неточность ассоциаций будет нам говорить о том, что форма не является законом для цвета и что зависимость формы от цвета, обратно, свободна». Для меня в этом фрагменте текста интересна мысль, что для нас должна представлять интерес не только соответствие в выборе цветоформы разными людьми, но и различие. Теоретически можно установить связь между особенностями в выборе цветоформы и характером, темпераментом или настроением каждого конкретного человека.

Я не берусь сейчас делать, какие либо выводы относительно цветоформы, это должны быть более основательные исследования, а пока лишь коротко изложил некоторые свои мысли и указал направление возможных исследований.

Ссылка на основную публикацию
Какой режим духовки выбрать для шарлотки
Шарлотка – это сладкий десерт с запеченными яблоками, который многие полюбили еще с детства. Она считается довольно-таки простым блюдом –...
Какое самое сильное средство от тараканов
Что такое тараканы – знает каждый. Однако эти неприятные и опасные для здоровья человека насекомые выбирают для своего обитания определенную...
Какое соцветие имеет одуванчик
Одуванчик лекарственный Цветение одуванчиков в мае Научная классификация Домен: Эукариоты Царство: Растения Подцарство : Зелёные растения Отдел: Цветковые Класс: Двудольные...
Какой рис лучше брать для плова
Для восточных народов приготовление плова – целый ритуал. А у любого ритуала есть свои правила. Поэтому выбор риса очень важен,...
Adblock detector