Воскресенский кафедральный собор

Материал из Уфатеки
(перенаправлено с «Воскресенский собор»)
Перейти к: навигация, поиск

Воскресенский кафедральный собор - крупнейший и главный православный храм Уфимской губернии.

История

На том месте, где сейчас находится Башкирский драмтеатр, стоял Воскресенский собор. Основанию собора предшествовало то, что с превращением в начале XIX века города Уфы в центр военного и гражданского управления краем резко расширились границы города, и увеличилось население. По плану 1803 года предусматривался перенос центра города с Троицкой площади в район строившихся Александровской и Центральной улиц (сейчас улицы Маркса и Ленина). Так как старый Смоленский собор (Троицкая церковь) оказался в большом удалении от нового центра, решено было построить новый собор.

Строили его за казенный счет по ходатайству перед Святым синодом епископа Уфимского и Мензелинского Михаила. 24 августа 1841 года храм, названный Воскресенским, освятили. Новый кафедральный собор имел черты классицизма, так как был построен в романо-византийском стиле. Имея в основании форму креста, собор венчался большой круглой башенкой – фонарем с множеством окон, несший на себе купол красивой архитектуры. Крыша собора имела цвет меди, купол и шатер колокольни были покрыты белой известью. Железная решетка фонаря и два деревянных креста были покрыты позолотой. Собор имел 57 око, 20 дверей, 16 больших и маленьких колонн с тумбами и капителями из литого чугуна. На фоне выбеленных белым алебастром стен они выделялись голубой масляной краской. Трехъярусная восьмигранная колокольня первоначально стояла отдельно от собора, с западной стороны. Со временем промежуток между ними был застроен, что увеличило площадь храма до 2397 кв.м. Собор мог вместить до трех тысяч человек. Колокольня имела 13 колоколов. Среди них выделялся самый большой и тяжелый их всех имеющихся в городе колокол, подаренный елабужским купцом Стахеевым. Он весил 521 пуд и располагался отдельно на среднем ярусе колокольни. Остальные – на верхнем.

Собор имел три престола. Главный – в честь Воскресения Христова, правый – в честь Рождества Христова, левый – в честь иконы Казанской Божией Матери, названный так в честь главной святыни храма – чудотворной иконы. По преданию эта икона явилась в лесу близ села Богородского. Во время восстания 1676-77 годов село не пострадало, что было приписано заступничеству святой иконы. Потом она была подарена сельчанами Смоленскому собору, а затем ее перенесли в Воскресенский собор. Ежегодно, 7 июля, при огромном стечении народа совершался крестный ход до места явления иконы. Также совершались крестные ходы с иконой по Уфимской губернии. Написанная в древнегреческом стиле, икона Казанской Божией Матери была точной копией иконы, хранившейся в Казанском Богородском женском монастыре. На отделку ризы, украшавшей икону, пошло 46 яхонтов, 73 бриллианта, 2 алмаза, 150 страз, также использовали жергон, аметист, крупный и мелкий жемчуг. Икона весила 17 фунтов и 75 золотников. Поставленные за казенный счет иконостасы сначала были очень простыми. В 60-е годы XIX века на средства собора и пожертвования поставили новые иконостасы, вызолоченные с изящной резьбой, иконами «древнего стиля», исполненными московскими мастерами. В 1882 году стены собора были расписаны на средства купца П.Г. Михайлова. Из предметов церковной утвари большую ценность представляли крест с мощами, подаренный царем Алексеем Михайловичем, два Евангелия XVII века и старинные блюда, присланные в дар Уфе в честь учреждения Уфимской епархии. В соборе была небольшая, но состоявшая из очень древних и ценных книг, библиотека. В ней насчитывалось 49 исторических и около 100 богослужебных книг. За собором было закреплено 345 десятин земли. Священники жили в соборных домах: двухэтажном каменном, одноэтажном деревянном и флигеле.

До 1917 года собор играл видную роль в жизни Уфы. Ни один праздник, ни одно важное мероприятие не проходило без торжественного богослужения в Воскресенском соборе. После 1917 года собор мало, чем отличался от других церквей. А в 1923 году его передали «Градо-Уфимскому Воскресенскому Соборно-Православно-христианскому обществу». Однако властям не понравилось стремление членов общества сберечь ценную утварь от реквизиции, и в 1924 году собор отдали «обновленцам». После этого функции собора исполняла Никольская церковь. Постановлением горсовета от 14 мая 1931 года Воскресенский собор был закрыт, и в 1932 году разобран по кирпичику усилиями заключенных… Почти 30 лет место пустовало. В конце 50-х годов на фундаменте собора по проекту архитектора Бегунца построен Башкирский драматический театр.

http://likirussia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=824

Воскресенский кафедральный собор, главный православный храм Уфы с 1841 г. До 1931 г. собор являлся осью и центром архитектурного ансамбля Соборной площади. Построен в романо-византийском стиле, имел 57 окон, 20 дверей, 24 колонны с тумбами и капителями из литого чугуна. Площадь храма составляла около 2400 кв. м.

Собор долгие годы был самым большим и высоким зданием Уфы, его купола можно было видеть за 20 верст от города. Двенадцать колоколов висели на верхнем ярусе звонницы, в среднем ярусе находился самый большой из уфимских колоколов, весивший 521 пуд – 8336 килограммов. Во время службы в соборе могли находиться 3 тыс. человек. В ограде собора были похоронены священники и именитые горожане.

Почти 100 лет собор украшал центральную площадь города, пока в 1931 г. он не было закрыт, а затем обезглавлен. Позднее его по кирпичику разобрали заключенные уфимской тюрьмы. Почти 30 лет на этом месте находился пустырь. В конце 1950-х годов на фундаменте собора был построен Башкирский государственный театр драмы им. М. Гафури.

http://posredi.ru/enc_V_Voskres_kaf_sobor.html

Настоятели храма

Еварестов Евграф Васильевич ?-1919

Просьба уфимской общественности о восстановлении собора

Многие не знают, что уфимцы просили Рахимова восстановить главный храм Уфимской губернии - Воскресенский собор, на фундаменте которого в 1965 году был построен Башкирский театр.

Здание театра оказалось не прочным: стены и потолки трескались, в начале 90-х большой пожар фактически уничтожил его. Тогда и появилось открытое письмо представителей общественности, опубликованное в газетах «Уфимские епархиальные ведомости» и «Отечество». Газеты «Вечерня Уфа» и «Советская Башкирия» побоялись это сделать.


Открытое письмо представителей общественности, деятелей культуры и науки Президенту РБ М.Г. Рахимову, 1995 год.

Уважаемый Муртаза Губайдуллович! Обращаемся к Вам как к первому всенародно избранному Президенту Республики Башкортостан с вопросом, который, неcмoтpя на многие насущные и важные проблемы, имеет колоссальное значение в области истории и культуры нашего края. Еще больший смысл этот вопрос приобретает в отношении мирного, дружественного сосуществования народов Башкортостана.

В Уфе до 1932 года на месте нынешнего Башкирского государственного академического театра драмы стоял Воскресенский кафедральный собор - главный православный храм Уфы, являвшийся замечательным памятником классической архитектуры первой половины XIX века. Одновременно с Воскресенским собором, неподалёку от него, строилась Первая соборная мечеть Уфы. Мудрая государственная мысль не случайно выбрала мес то для двух главных храмов города рядом, на живописном берегу Белой - реки, одинаково дорогой сердцу всякого уфимца. Две мировые религии встретились в Уфе, два возвышающихся силуэта - собора и соборной мечети - были основными ориентирами той непостижимо близкой и невероятно далекой от нас Уфы.

Теперь, когда приходит историческое прозрение, мы пытаемся спасать уцелевшие архитектурные памятники, пытаемся восстанавливать историческую застройку старинных городов.

Рядом с этими храмами хоронили самых выдающихся деятелей духовной культуры, почетных граждан и благотворителей. К счастью, Первая со борная мечеть никогда не закрывалась, и никто не поднял руку на святые могилы. Воскресенский же собор пал жертвой вандалов, которые под видом борьбы с религией фактически уничтожали нашу историю, культуру и архитектуру.

Еще в 1956 году мощное основание Воскресенского кафедрального собора выступало среди бурьяна, напоминая о прошлом, а власти уже решили, что строить Башдрамтеатр (необходимость в чем назрела давно) надо не иначе как на месте взорванного кафедрального собора. Уже тогда была заложена эта мина замедленного действия в стравливании наших народов и культур, следует заметить, что подобный прием наносит непоправимый ущерб сразу двум культурам и нациям - башкир и русских, так как культурное достояние одного народа возводится на руинах храма другого, что и приносит двоякое страдание. Такое пре небрежение духовными ценностями большого числа людей само по себе является деспотизмом и бескультурьем.

Часть основания собора стала фундаментом построенного к 1965 году драмтеатра. А несколько лет назад, когда уфимская общественность понемногу стала говорить о возрождении разрушенных исторических и архитектурных памятников, церквей мечетей города, неожиданно появляется задание на реконструкцию драмтеатра. Но, как видно в этом «новом» начинании заложен старый принцип привнесения новых препятствий нравственному развитию обоих народов.

Ныне негласно и по проекту до основания разбирается существующее здание театра и планируется строительство на этом месте... практически нового театра на частях фундамента собора, на могилах духовенства и почетных граждан города Уфы Проект расширения театра за счет прицерковного кладбища был утвержден недавно, и разборка театра идет полным ходом (уже полностью разобрана задняя часть театра). Рядом с фундаментом уже установлен винтовой компрессор и идет подготовка бетона.

Но ведь это экономически не выгодно, намного дороже, чем само новое строительство. В мае 1993 года в театре произошел пожар, решивший судьбу этого несчастного здания - заложника нечистой политики, простоявшего около тридцати лет. К счастью, обошлось без жертв. Но пожар был явным напоминанием Всевышнего о наших грехах, послужил ясным сигналом одуматься и вовремя остановиться.

Муртаза Губайдуллович! Просим Вас принят» мудрое государственное решение, наложив запрет на строительство театра на соборном месте, так как это имеет огромное культурно-историческое и духовно-нравственное значение. Вряд ли что-то сможет устоять здесь, кроме собора.

Ведь лучше построить совершенно новый сов ременный удобный театр на новом месте, объявив для этого конкурс на лучший проект...

Такое решение привело бы к появлению нового культурного ядра в географическом центре Уфы, при этом не задевались бы ничьи национальные и религиозные чувства. И давайте подумаем о детях: пренебрежение духовным наследием сейчас может обернуться мopaльной деградацией потомков, а пренебрежение интересами большого числа людей может дать всплеск «революционной» нетерпимости в будущем. Еще раз потревожить и разрушить фундамент собора с закладной доскою, разворотить могилы, конечно, легко. Но когда это совершится, жалеть будет поздно.

На территории Уфы и республики большое число зданий и помещений принадлежало Церкви,но все они были отняты у нее, когда религия фактически была поставлена вне закона и планомерно уничтожалась. Сотни храмов в республике - церквей и мечетей (зачастую выдающихся архитектурных пaмятников) - были стерты с лица земли, почти все муллы и священники расстреляны или погибли в лагерях.

Незримый образ Воскресенского собора, запечатленный в опустевшем после его разрушения огромном пространстве, стоит в нашей памяти, нашей надежде. Трагедия Воскресенского собора - наша общая кровоточащая рана. Есть еще в го роде люди, которые помнят этот храм живым.

Уфимская земля - наша общая Родина. Но душа, которую она нам дала, у каждого своя, и лишь уважением и любовью друг к другу мы сможем быть любезными сыновьями одной матери-земли.

Муртаза Губайдуллович! Мы полагаем, что решение этого вопроса следует вынести на более глубокое и всестороннее изучение с привлечением специалистов-историков, духовенства - православного и мусульманского, краеведов, деятелей культуры и общественных организаций, которые сумели бы найти наиболее разумный и обоюдовыгодный путь в духе мирного и доброжелательного сосуществования народов нашей много национальной республики.

Возвращение места Воскресенского собора уфимцам, православным верующим было бы актом подлинного великодушия, ибо сказано в Священном Писании: «Друг друга тяготы носите». Величайшим нравственным долгом перед предками и собственной совестью является необходимость восстановления в грядущем столетии нашего Воскресенского собора - архитектурного и духовного памятника, главной православной святыни, нашего края [1].

Герой Социалистического Труда, профессор Ю. ГРИГОРЬЕВ солист Большого театра народный артист России, профессор;
Л. СМЕТАННИКОВ, народный артист СССР;
С. ЛАВРЕНТЬЕВ, председатель социал-демократического союза Башкортостану;
М. ТАГИРОВА, заслуженная артистка России, педагог-хореограф;
А. ХРИСТОДУЛО, председатель общества греков «Таврида» РБ;
В. МЕЛЬНИКОВ, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки Башкирии, профессор;
В. МЕЛЬНИКОВА, заслуженный врач Башкирии;
В. ДОРОВСКИХ, руководитель фольклорного ансамбля, педагог детской музыкальной школы N 1;
И. АРХИПОВА, народная артистка СССР, председатель Союза музыкальных деятелей, Герой Социалистического Труда;
И. ПЕТРОВ, народный артист СССР, солист Большого театра, лауреат Государственных премий;
3. ХРИСТИЧ, профессор, народный артист Украины;
В. СОРОКИНА, искусствовед, заслуженный деятель культуры РБ;
С. КРУЛЬ, музыкант;
А. ЯНБУХТИНА, члeн международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО;
Г. ВЕЛЬСКАЯ, руководитель программы «Ф. И. Шаляпин» фонда культуры РБ, председатель Шаляпинского общества Уфы;
Т. РЕЧКАЛОВА, искусствовед, члeн международной творческой ассоциации искусствоведов и историков искусства;
Е. ВИНOКУРОВ, художник;
И. САЛИХОВ, архитектор;
М. АРСЛАНОВ, народный художник РФ и РБ, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, лауреат премии им. Салавата Юлаева; О. НАУМЕНКОВ, доктор исторических наук, профессор;
Р. КУДРЯВЦЕВ, заслуженный врач РФ, профессор;
Ю. САНГАЛОВ, члeн-корреспондент АН РБ заслуженный деятель науки БАССР;
Г. ГУДКОВ и 3. ГУДКОВА, заслуженные работники культуры РБ, краеведы-историки;
В. СКАЧИЛОВ, заслуженный врач РБ и РФ; Ф. АХМЕРОВА, отличник народного просвещения России, краевед, писатель;
Ю. УЗИКОВ, краевед, заслуженный работник культуры РБ;
М. ЧВАНОВ, писатель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры;
В. ПЕГОВ, вице-президент Башкирского отделения международной федерации художников при ЮНЕСКО, живописец;
В. БОНДАРЬ, атаман уфимского землячества казаков;
И. СТЕПАНОВ, председатель правления центра русской культуры Башкортостана «Вече;
А. ТИМЧЕНКО, заслуженный работник торговли Башкортостана, заслуженный учитель, стapoжил Уфы;
3. ШАНГАРЕЕВА, ученый секретарь АН РБ;
И. СИРАЕВА, ученый секретарь АН РБ;
В. ХРУЛЕВ, декан филологического факультета БГУ, доктор филологических наук, профессор;
Э. ГАРЕЕВ, главный ученый секретарь Президиума уфимского научного центра РАН;
В. КАЗАКОВ, члe-н-корреспондент АН СССР, профессор, заслуженный деятель науки БАССР;
Ю. МОНАКОВ, члe-н-корреспондент АН СССР, профессор;
В. ИВАНОВ, доктор исторических наук, профессор;
И. ГВОЗДИКОВА, кандидат исторических наук;
М. ЮНУСОВ, директор института органической химии, члeн-корреспондент Российской АН, профессор;
М. САФАРОВ, заведующий кафедрой БГУ, профессор;
А. ЧУВЫРОВ, профессор, члeн национального совета «Конгресса русских общин»;
Р. ПАЛЬ, писатель;
3. НАСРЕТДИНОВА, балерина, народная артистка СССР;
И. АБДУЛЛИН, романист, драматург;
Л. КУВАТОВА, народная артистка России и Башкортостана;
А. ЛУТФУЛЛИН, народный художник СССР и БАССР, лауреат премии им. Салавата Юлаева;
В. КУЛАВСКИЙ, профессор, доктор медицинских наук;
X. ГАФУРИ, поэт, публицист;
Э. САИТОВ, народный художник Башкортостана, профессор;
С. КРАСНОВ, лауреат премий ЦК ВЛКСМ, Г. Саляма;
Н. АНДРИАНОВА, председатель республиканского Лермонтовского центра;
Л. ГОРДЕЕВ
А. ВАВИЛОВА, заведующая музеем при Лермонтовском центре;
О. ЗЛОБИНА, Г. ВАЛЯЕВ, солисты народного театра при Лермонтовском центре;
В. СМАЧЕВ, доктор геолого-минералогических наук;
С. ГОЛДОБИН, архитектор;
А. ХОЛОПОВ, художник,
Г. БАННОВ, писатель;
Б. СЕВЕРИНОВ, заслуженный учитель РФ.


Михаил Чванов позже отказался от своей подписи.

Муртаза Рахимов проигнорировал мнение общественности, выстроив новое здание театра.

http://journalufa.com/2936-istoricheskie-hroniki-murtaza-rahimov-i-voskresenskiy-sobor.html

Примечания

Литература

Ссылки